Я
рада приветствовать всех гостей моего блога!
Сегодня я прочитала одну
статью на сайте «Педсовет» в ней поднимается важная проблема всего учительства
в современной школе. В чем то я согласна с автором, в чем то нет!
Я предлагаю Вам всем
прочитать ее и поделится своим мнением: прав автор или нет? Все ли у нас так
плохо или мы еще поборемся за образование в России.
Вот эта статья. Приятного Вам
чтения.
Учителя – рабы или не рабы?..
Учителю
в современной школе не позавидуешь. Но он, тем не менее, остается ключевым
звеном в образовательной системе. Как ни пытаются адепты компьютеризации отдать
образовательный процесс на откуп машинам – без учителя обойтись невозможно,
поэтому за него в первую очередь и нужно бороться. Поскольку я сам учитель,
пусть эта глава будет как бы моим личным обращением к современным
учителям.
Начать
свои грустные размышления о нас, учителях,
мне хочется со стихотворения моего друга, поэта Александра Чума:
Учителям
Когда
же мы стали рабами?
Когда
нас сломали во зле?
Когда
же столкнули нас лбами?
Когда
затоптали в земле?
Когда-то
мы дрогнули, видно,
Пред
силою наглой и злой,
И
как же мы сдали обидно
Рубеж
наш последний, святой.
Рубеж,
за которым бесчестье,
Колючего
страха укор,
А
в духе – достойною местью –
Клейменого
рабства позор!..
Когда
же мы стали рабами?..
Друзья
и коллеги, вы согласны?.. У вас нет ощущения, что на нас действительно – и чем дальше,
тем «гуще» - смотрят как на рабов?.. Когда, не спрашивая никакого нашего
желания или, тем более, мнения, не
предполагая никаких возражений, даже не
справляясь хотя бы с трудовым кодексом,
посылают на «установку новогодней елки» или «обеспечивают» дежурство с детьми
на каких-либо муниципальных или городских мероприятиях. Или – ну, очень
наглядная картина в этом плане! – обращаются с дежурными учителями на ЕГЭ…
А
продавленные без всякого обсуждения учительского сообщества все эти электронные
журналы, как специально придуманные для большего груза и контроля за каждым
учителем вне всякой педагогической целесообразности?
Ведь
реальной пользы от электронных журналов и учителям, и ученикам – никакой. Но
они для этой цели и не создавались. Они создавались под предлогом помощи
родителям и для их удобства – чтобы они беспрепятственно могли контролировать
учебные результаты своих чад. Вот только мало кто задумался (или наоборот –
хорошо все продумал), что тем самым закладывается еще одна мина в и без того непростые
отношения «отцов и детей».
А
что касается учителей – то для них сплошные неудобства и трудности, но рабов
кто-нибудь спрашивает об их удобствах? Напротив – они должны чувствовать
тяжелую «лапу хозяина», чтобы лучше повиновались, и чтобы жизнь медом не
казалась.
Кроме
этого рабов – да! – нужно контролировать, предварительно намертво «приковав» к
«галерам», то бишь к компьютерам. И если раньше каждый из нас заполнял оценками
один журнал, теперь – три. Обычный бумажный, его никто отменять не собирается,
новый электронный, да еще и «промежуточный», свой собственный, «сводный», ибо
далеко не всегда – а практически никогда! – нет возможности выставить
«электронные оценки» на уроке. Где тут уж дети? Не до них – не запутаться бы во
всех этих журналах…
Но
рабов нужно грузить и грузить, чтобы они не смели пикнуть и не вздумали
объединиться и поднять «восстание». А чтобы этого не произошло – нужно их
разделить по категориям в соответствии с классическим римским постулатом
«разделяй и властвуй».
Во-первых,
сначала нужно выделить «управленческий персонал» - директоров, завучей, иногда
и руководителей МО, подняв им зарплату и жестко привязав ее к чисто формальным
показателям работы школы (типа - результаты олимпиад). Они должны чувствовать
себя частью «системы» и добросовестно отрабатывать свой «кусок хлеба».
Знаете,
кто сейчас в школе главный человек после директора?.. Главный бухгалтер!
Согласны? А почему, спрашивается? Все просто: современная образовательная
система ценит только деньги, и главными становятся те, кто к ним ближе всех, –
только не учителя с их детьми, - это рабы системы, это рядовой «классный
планктон».
Но
и рядовых учителей нужно расслоить и перессорить. И для этого придумана
гениальная система поощрений – так называемые «бонусы» … О, далеко не глупый человек все это придумал!
Как кусок мяса, брошенный в свору собак, чтобы перессорить их друг с другом!..
Пусть учителя грызутся из-за них, пусть выслуживаются перед администрацией
школы, перед всеми власть имущими, пусть и детей приучают к этому. Гениально!
Нет лучшего способа разрушить учительскую профессиональную солидарность и
корпоративную этику.
Да,
и детей тоже нужно воспитывать в таком же духе – они должны быть
«конкурентоспособными». Еще раз повторю,
что нет, пожалуй, более разрушительной и ядовитой идеи, которая уже давно
вброшена в воспитательную среду, и которая с непонятной и ужасающей готовностью
была воспринята многими учителями. И мало кто взял на себя труд задуматься, что
кроется за этой лозунговой блестящей оберткой. Что фактически нам предлагают
выращивать среди детей «раковые клетки». В самом деле, вы только задумайтесь -
раковые клетки внутри организма есть самые конкурентоспособные, ибо легко
пожирают клетки организма, на котором они паразитируют... Правда один недостаток
- когда их становится слишком много, организм погибает. И эту философию нам
подспудно предлагают в качестве воспитательной стратегии. Это было бы смешно,
если бы не было так грустно…
Теперь
знаменитые ФГОСы!
Сколько
правильных слов о необходимости воспитания и духовности, и нравственности, и
патриотизма!.. Но одна небольшая деталь – а дьявол, как известно, кроется в
деталях – на все это воспитание не предусмотрено никакого финансирования. И
сразу становится понятным, что же является главным для разработчиков этих
стандартов. Нафаршировать как перчики головы учеников одинаковым набором знаний
– все сплошь одинаковые и «стандартные» … Слово-то какое точное нашли –
стандарты, точно речь идет о каких-то чугунных болванках. Можно было сказать –
направления, принципы, федеральная государственная образовательная политика, в конце
концов; нет – стандарты, и извольте их добиться, кровь из носа…
Только
кровь из носов рабов-учителей, даже если это хроническое кровотечение, никого
не волнует, как не важно, что каждая личность ребенка уникальна, и она никак не
может быть подведена, если мы не хотим ее изуродовать, под прокрустово ложе
каких-либо «стандартов».
Причем,
эти стандарты внедряются не только в школах, но и в ВУЗах и теми же самыми
«садомазохистскими методами». Преподаватели одного из наших педагогических
ВУЗов жаловались, что их как нерадивых учеников (а среди них и профессора!)
построили перед какими-то «мальчиками из министерства» и те их долго журили и
выговаривали за то, что они, дескать, плохо вбивают эти пресловутые «стандарты»
в головы студентов. Ай-ай-ай, не заботятся о правильном развитии личности, так
сказать.
Ах,
нет, забыл – как же, как же!.. А олимпиады, а работа с «одаренными детьми» -
чем не развитие личности и выделение из «стандартов»?
Только
опять же – всех, то бишь, тех, кто сверху, по-настоящему волнует только
успеваемость - содержание мозгов, а не душ.
И еще грызут «смутные сомнения», что за этим стоит очень циничная
политика выделения из «неконкурентоспособного стандартизированного быдла» все
тех же «конкурентоспособных», или «лидеров», из которых впоследствии и будет
создана элита для управления тем же «стандартизированным быдлом».
Простите,
если слишком эмоционально и грубовато, но ничего не могу поделать с этими
сомнениями.
А
если поспокойнее, то все последние тенденции с усилением контроля над детьми –
все эти электронные журналы и дневники, турникеты и камеры в коридорах и
классах (скоро, поверьте – будут во всех классах!) – все это выражение простой
до тупости мысли: детей не нужно воспитывать – их нужно пасти. Да, именно –
пасти, как пасут скот на пастбищах и загонах. Да, а заодно и присмотреть за
«пастухами» – вдруг они общаются с «телками и бычками» не на «матерном» языке
современных наук, как предписано образцово-показательным пастухам, а пытаются
говорить о чем-то «высоком». То бишь вместо «стандартного» комбикорма подсунут
питательного «свежачка»…
Коррупция…
О, это отдельная тема!..
Не
буду о коррупции в высших сферах – управлениях, министерствах, махинациях с
поставками школьного оборудования, ЕГЭ и проч. Если бы коррупция была только
там, можно было бы красочно возмущаться и гневаться по адресу кого-то. … Но в
том то и дело – и это самое ужасное! – что самая настоящая коррупция живет с
нами, среди нас и в нас самих. … Скажите, какие курсы, которые вы ни проходили,
не завершались разговорами: «Так, девочки, по скольку будем скидываться?.. Надо
же достойно отблагодарить… По тыще?..» Только не говорите, что этого нет.
Причем,
что самое поразительное, инициатива сбора всех этих «благодарностей» исходит,
как правило, от самих учителей. В очередной группе учителей, проходящих
повышение своей квалификации, выбирается староста, пара его помощников, а они
уже и организуют сбор «дани». Приходилось даже вступать в «жесткие» споры с
этими самозваными «мытарями»:
-
Вас кто-нибудь заставляет собирать с учителей дань?
-
Нет.
-
Так зачем вы это делаете?
-
Это наша благодарность нашим руководителям и преподавателям.
-
Какая благодарность? За что?
-
За внимательное отношение к нашим проблемам и за наше обучение.
-
Да они за это зарплату получают. Это их непосредственные обязанности.
-
Нет, они делают это с душой и заслуживают нашей благодарности в виде скромных
подарков.
-
Подарки?.. Да их дарят только близким людям, которых особенно любят.
-
А мы их как раз и любим за их труд и благодарим за него…
И
что тут возразишь этим «благотворителям»? Ясно, что все этой чисто воды
лицемерие, где под «любовью» скрывается желание подмазаться и подстраховаться
на случай учебных недочетов, а сам способ, каким это желание реализовывается,
есть яркое свидетельство вошедшего в плоть и кровь принципа: «Не подмажешь – не
проедешь». Грустно только, что этот принцип без каких-либо нравственных
сомнений реализуется нами, учителями, людьми, которые по идее первыми должны
показать пример слома этого мерзкого принципа.
А
все «подарки» от детей, родителей, родительского комитета!?. И уже не
пресловутые коробки с конфетами, а конверты с деньгами, или откровенный «заказ»
- мне нужно то-то и то-то… И это не коррупция? И даже не моральное разложение?
Впору задать себе жесткий вопрос: а имеем ли мы вообще моральное право
кого-либо воспитывать?.. Неужели правда, мы настолько стали рабами, что приняли
все навязанные нам окружающей средой «правила игры» и потеряли профессиональное
учительское достоинство?
Еще
по поводу рабства припоминаются последние мои курсы повышения квалификации. Где
кураторша четко объяснила, что все идет к тому, что каждый учитель должен будет
иметь свой сайт или страничку на общем сайте МО, где будет ОБЯЗАН помещать свои
уроки и все результаты своего труда, все свои достижения, свое пресловутое портфолио.
… А на наш вопрос – зачем? - последовал простой ответ: чтобы можно было
проконтролировать каждого.
Просто,
откровенно и со вкусом. Апофеоз политики пускания пыли в глаза (со стороны нас,
учителей) и всеобщего контроля (со стороны тех, кто нас курирует).
Но
самое страшное не это. Самое страшное, когда нам все это рассказали, – это
реакция большинства. Не возмущение и протест, а страх!.. Ой, а как мы все это
сумеем?.. Ой, а кто нас научит всему этому?..
Нас
целенаправленно загоняют в электронный концлагерь, а мы боимся не суметь туда
попасть…
Ну,
так что, друзья и коллеги, – мы все-таки рабы или еще нет? А то, может,
пресловутые ФГОСы и имеют своей
подспудной целью довести учителей до рабского состояния? Или все происходит по
известной присказке: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда»?
Иногда
с удивлением спрашиваю себя: почему в современной школе еще остаются учителя,
как они оттуда не сбегут?
Ну,
во-первых, бегут. Понятно, что учителям в возрасте нужно доработать до пенсии,
а потом, так как пенсия нищенская, еще тянуть из последних сил, пока позволяет
здоровье. А вот что касается молодых – то текучка среди них видна невооруженным
глазом. Единицы из них пришли в школу действительно по призванию, большинство –
от «некуда больше податься». В условиях, когда невелик выбор - между школой и
мелкой торговлей на рынке - некоторые решают рискнуть поработать в школе, но не
тут-то было! Воспитанная на либеральных идеях молодежь, попадая в концлагерные
условия школьного садомазохизма, тут же ужасается и сбегает при первой
возможности.
Они
и представить себе не могли, что то, что они видели только в фильмах и на
телеэкране, оказывается, живет в реальной жизни и теперь железными пальцами
хватает за горло их самих.
Остаются
единицы – те, кто сумел приспособиться и принял «условия игры». Или сломался и
стал «рабом», или примкнул к касте «надсмотрщиков» и стал одним из них. Второе
возможно только в том случае, если качества лагерного охранника в тебе
существовали изначально, даже если ты об этом и не подозревал. И тогда школу
можно поздравить с хорошей функцией «социального лифта» - она действительно в
последнее время притягивает людей именно такого типа. Как говорится: каждому
времени нужны свои герои.
«Сломанной»
молодежи, остающейся в школе, не позавидуешь. Ее «гнобит» не только начальство,
но и ученики не прочь покуражиться над такими «новичками», сунувшимися в школу
по недоразумению и по тому же недоразумению теперь не знающие, как быть дальше.
А
все из-за первоначальной неправильной мотивации, так как шли в школу не как
добровольцы на фронт в сорок первом году, а думали просто «жить как все», а
иногда даже как в сказке: «жить-поживать и добра наживать». Нет, современная
школа – это действительно фронт, и идти туда – это идти под пули и снаряды,
наступая на мины и оттаскивая погибших и раненых товарищей. Эх, никто этого им,
беднягам и бедняжкам, в пединститутах не рассказывал. Может, хоть эта статья
восполнит этот существенный пробел изначальной мотивации педагогической
молодежи.
А
ведь с такой - «добровольческой» мотивацией, мотивацией педагогического
призвания, мотивацией на спасение погибающих в тисках школьной садомазии
учеников, можно идти в школу. Не только можно, но нужно. Что-что, а жизнь на
пределе и за пределом физических, психических и духовных возможностей тебе
точно будет гарантирована. И если ты выстоишь и выдержишь – точно жизнь свою не
проживешь зря. Особенно по сравнению с унылой, пустой и пошлой жизнью
сверстников, большей частью свернувшей ее к чисто животному существованию по
принципу «против всех» с максимальным набиванием собственной «потребительской
корзины».
Все
эти строки пишу, уже словно имея в виду самого себя и отвечая на вопрос, почему
я до сих пор работаю в школе и не сбежал из нее. Ведь хочешь – не хочешь, а приходится порой
подчиняться современным школьно - концлагерным правилам: «С волками жить – по волчьи
выть» и «Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй». И не хочешь – а
приходится. ФГОСы требуют!.. Так все-таки рабы мы, учителя, или еще нет?
Источник:
Статья очень интересная. Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Ни в коем случае, не оскорбляя и не унижая их достоинства.
ОтветитьУдалить«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)
Валюша. спасибо за комментарий. Статья, которую я поместила в блоге. конечно не однозначная. проблем в образовании очень много и правильно написала Зина "Ирочка, отличная статья! Я считаю мы давно стали рабами, не только в настоящее время, я пол века отработала в ВУЗе и знакома об этом не по наслышке. Не ставишь положительные оценки, тебе могут сказать " не нравится увольняйся" и весь разговор." это было . есть и будет! Но вопрос в том. кто будет учить детей. после того когда уйдут учителя в возрасте!!!!!
УдалитьПроблемы в образовании - это ни только проблемы отрасли, это проблемы касаются всех. А проблем много и со многим в статье я согласна, но а как решить эти проблемы? Надо чаще писать об этом на своих блогах, в группах в соц.сетях, может и услышат.
ОтветитьУдалитьЯ согласна с вами, Ирина.
ОтветитьУдалитьИрина, от всей души СПАСИБО!!! Согласна со статьей на все 500%! Учителя (и не только учителя) даже не рабы, а рабы рабов! Исхожу из собственного 45-летнего опыта работы в детских садах - оболванивание детей начинается уже оттуда, а педагоги такие же рабы, как и учителя!
ОтветитьУдалитьЕще раз спасибо за "горячий" материал!
Когда столько проработаешь в образовании, как Вы Лариса и я, тогда все радости испытаешь на собственной шкуре.
УдалитьИрина, читала и плакала. Плакала от обиды за учителей, за наше образование!Недавно как громом поразило вот что. Оказывается, накануне ЕГЭ все ответы лежат в туалетах. Дети знают об этом ,поэтому выходят в "туалет" ( у многих справка о том, что они больны энурезом) ни один раз. А кому-то по телефону знакомые учителя диктуют ответы. Не верите? Я тоже не верила. Но после слов " какая ты наивная..." ...А разговор студентов в электричке:" А мы в зачётку вкладываем определённую сумму и можно в институт не ездить." Вот так. А кому об этом сказать? кто услышит?
ОтветитьУдалитьДа, Надюша, вы наивны! Ответы ЕГЭ лежат не только в туалете, которые в виде шпаргалок оставляют ученики - не учителя! Но и выкладываются в интернете в ночь перед экзаменом - ведь экзамен начинается на дальнем востоке и потом только доходит до европейской части России. А как здорово сдают русский язык закавказские республики!!!!!!!!!!!!!!! Очень много 100 бальников - представляете!!!!!!!!!! А когда приезжают в Россию. говорят на ломанном русском языке! Вот . где все парадоксы!
УдалитьГорько и обидно, Ирина! А как ведут себя здесь!!!Полная вседозволенность!!
ОтветитьУдалить