Я рада приветствовать всех друзей и гостей своего блога!
Как повысить эффективность восприятия материала
школьниками при помощи одного из инновационных методов преподавания — кейсового обучения? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным?
Сегодня около ¾ используемых в практике
школьного преподавания в России кейсов совмещают следующие элементы:
• Ролевая
игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в
«Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы
ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
• Проектный
метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц»
Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
• Ситуативный
анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион
Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».
Нередки случаи, когда кейсы содержат всего лишь
одну проблему и называют три-четыре подхода к ней. Школьнику нужно выбрать один
и аргументированно отстоять его. Совершенно необязательно, чтобы кейс описывал
всего лишь одну ситуацию-затруднение: в отличие от традиционных образовательных
заданий, они имеют поливариантное решение и огромное количество равнозначимых
путей для решения задачи.
Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая
трактовка описываемой реальной ситуации, не только вскрывающая практические
проблемы, но и актуализирующие комплекс специальных знаний (владения, навыки, умения и т.п.), который необходимо
задействовать для успешного решения конкретной проблемы.
Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у
учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности
и применять полученные знания в практической деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный
интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной
активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности, выражаясь
словами педагога-новатора Шалвы Амонашвили, «радоваться миру».
Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог
найдет… в детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно
коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде
одноклассников, склонны к эффективному интерактивному взаимодействию, наконец,
хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в команде. Правда,
при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не
менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.
Важным нюансом кейсовых заданий является то
обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для
анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени.
Педагогу
следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы
«погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое
логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в
коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.
Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель
всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный
отклик? Не станут ли дети хуже учиться? Ответить на эти вопросы довольно
трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса
превзойдет все самые смелые ожидания!
Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и
как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с
этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда
школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно
работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как
история и обществознание допустимо и каждый урок.
Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на
дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны
быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним.
Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в
месяц будет вполне достаточно.
Помните, что кейс-технологии призваны
сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить
знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь
слишком строго оценить фактические знания. Выставить отметку за интересную
логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради
развития своих учеников стоит попробовать это сделать.
Особое внимание стоит уделить развитию в
воспитанниках умения обращаться к фактуре, теоретическому материалу. Для этого
у каждого ученика должна быть, разумеется, определенная «база», которую учителю
и надо попробовать сформировать до начала работы с данной методикой.
Основные правила решения кейсов
Педагогу перед работой с кейсами в классе
рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно
самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой.
Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы
просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их
можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.
Начинать решение кейса стоит с выявления
проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе
команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по
рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20
минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть
сформулирован и записан.
Лучшие предметы для внедрения технологий
кейс-обучения — литература и история. Ситуативные кейсы, используемые на данных
уроках, чаще всего будут включать в себя задачи:
• Определения
проблем и перспектив взаимоотношений между лицами, живущими в одну историческуюэпоху или главными героями произведения
• Анализа
или составления маршрута следования героя или временного развития исторического
события
• Заполнения
таблиц хронологии событий.
Размер имеет значение!
Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому
для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для
начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4 тысячи символов текста.
Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве
дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке.
Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за
5-10 минут.
Постепенно, через урок-два после начала решения
мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над
решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8
человек в каждой.
Наконец, вести работу с полными кейсами (до 30
страниц текста) целесообразно только с учениками 8-9 класса и старше, задавая
эту работу на дом и отводя на ее выполнение примерно неделю. Итогом такого рода
«заочно-командной» работы школьников должна стать информативная презентация с
обстоятельным, на 15-20 минут выступлением по ней в классе. В качестве кейса
здесь может выступать отрывок текста или статья целиком, из которой нужно
вычленить проблемные моменты.
Используйте разнообразие форм кейсов
Педагогу, освоившему работу с кейсовым
обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными
раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и
видеокейсов (фрагментов фильмов, видеоклипов или мультфильмов с философским подтекстом
(таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми
на слух.
Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще
и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие,
конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на
следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для
творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности
подростков мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на
предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя.
Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание
класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но
весьма нужные уроки Жизни.
Конечно, подготовка кейсов требует от учителя
недюжинных творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15
часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой
компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче
освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им
казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в Школе!
Ирина, отличный метод, но где учителя возьмут время на это?
ОтветитьУдалитьБыло бы желание, а время найдется. Если это у тебя не трудовая повинность, а дело которое тебе нравится.
УдалитьВремени у них действительно в сутках не хватает, но они их растягивают на... то чтобы все таки создавать такие уроки .
ОтветитьУдалитьЗамечательная тема! Интересующимся людям есть, что обсудить.
ОтветитьУдалить