Я рада приветствовать друзей и гостей моего
блога!
Я уже планировала написать статью о изменениях, которые
грядут в аттестации учителей.
Но вот сегодня просматривая интернет я
натолкнулась на очень интересную статью о том, что нам грядет в ближайшем будущем.
И решила с вами поделиться!
Читайте и делайте выводы!
Приятного чтения.
Аттестация учителя: шаг в будущее
Каким он будет, зависит от каждого, кто сегодня
работает в школе.
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по
качеству общего образования - такая цель обозначена в новом майском указе
Президента России.
Известно, что качество системы образования не может быть выше
качества работающих в ней учителей. Очевидно, что необходимо переосмыслить
подходы и механизмы к оценке качества учителей.
Как говорили в Древнем Риме: «Vox pоpuli - vox
Dеi» - «голос народа - голос Бога». Какая бы идея ни была предложена, если
рядовым гражданам это неинтересно и непонятно, они вряд ли ее примут. А если
спросить их, а еще лучше пригласить к разработке и реализации идеи?
Такой подход в свое время с успехом использовал
академик Курчатов, когда встал вопрос о благоустройстве территории вокруг
Института атомной энергии. Как утверждают очевидцы, он предложил не спешить
асфальтировать ведущие к корпусам дорожки, а подождать, пока сотрудники
протопчут тропинки там, где им удобно, и только после этого приглашать рабочих.
При чем тут аттестация педагогов? Минобрнауки России решило пойти именно по
этому пути, реализуя проект создания и внедрения новой модели аттестации
учителей.
С чего все начиналось?
По итогам заседания Государственного совета по
вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации
Президент Российской Федерации дал поручение
«…обеспечить формирование
национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на
установление для педагогических работников уровней владения профессиональными
компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения
выпускников общеобразовательных организаций…».
Иными словами, была определена задача -
гарантировать возможность каждому желающему педагогу расти и развиваться в
своей профессии. Выражаясь словами учителя физики и информатики липецкой
гимназии №12 - победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015
Аллы Волковой, «национальная система учительского роста - это государственная
гарантия развития и поддержки педагога, которой он доверяет».
Минобрнауки России разработало план мероприятий
(«дорожную карту») по формированию и введению национальной системы учительского
роста, в котором детально прописаны действия, направленные на достижение
упомянутых президентом задач.
В рамках этого плана реализуется проект
«Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе
оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального
стандарта педагога и ФГОС общего образования».
Главное образовательное ведомство страны
предложило самому педагогическому сообществу проверить эту модель на практике,
чтобы получился оптимальный вариант, учитывающий высказанные замечания и
предложения. Учителя выступают экспертами и проверяют модель, а не модель
проверяет их.
Проведение апробации организовано Минобрнауки
России. Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с Московским государственным
психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Общероссийским профсоюзом
образования, ассоциацией «Педагог XXI века», Федеральным институтом оценки
качества образования.
Есть ли недостатки у действующей системы аттестации?
МГППУ по заданию министерства провел
исследование существующих содержательных подходов и механизмов оценки
квалификации педагогических работников во всех 85 субъектах РФ и 20 странах
ближнего и дальнего зарубежья, чьи образовательные системы занимают высшие
строчки международных рейтингов.
Как показало исследование, практически в каждом
субъекте Российской Федерации свой механизм реализации действующего Порядка
аттестации.
В одном регионе, чтобы аттестоваться на
соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом -
600. Где-то учитывается динамика результатов обучающихся, где-то упор сделан на
количество представленных педагогом материалов и сертификатов. Такая ситуация
фактически создает риски для единого понимания образцов лучшей профессиональной
практики учителей.
Основанием для формирования единого подхода к
оценке профессиональных компетенций учителя выступает профессиональный стандарт
педагога, в том числе в части соответствия квалификационных категорий
конкретному уровню трудовых действий учителя.
В этой связи эксперты пришли к выводу, что и
новая система аттестации призвана строиться в соответствии с требованиями
профстандарта педагога и ФГОС общего образования на основе использования единых
федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
Также новая модель по сравнению с действующим
Порядком аттестации должна снизить нагрузки на педагога по сбору подтверждающей
его профессиональный уровень документации.
Что такое ЕФОМ и какие компетенции позволяет оценивать новая
модель аттестации?
ЕФОМ представляют собой различные инструменты
оценки трудовых действий учителя в рамках выполнения профессиональных задач,
совершаемых на основе его профессиональных знаний, умений и суждений. ЕФОМ
различаются в соответствии с уровнем квалификации учителя.
ЕФОМ позволяют оценить уровень профессиональных
компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических,
коммуникативных.
Предусматривает ли новая модель возможность роста педагога?
Профессиональный рост учителя зависит от
качества выполнения им определенных трудовых действий, и новая модель
аттестации фиксирует приращение его профессионализма по уровням владения
компетенциями, соответствующим конкретным квалификационным категориям, помогает
определить направления дальнейшего развития учителя.
Также учитель может выполнять дополнительные
функции - методическую работу (методическое сопровождение в рамках конкретного
учебного предмета в образовательной организации) и наставничество (продуктивное
взаимодействие с коллегами, студентами, молодыми педагогами).
В дальнейшем новая модель аттестации может быть
использована для оценки готовности учителя к выполнению и таких функций.
Кто участвует в апробации?
Для апробации приглашены учителя (как имеющие
первую или высшую квалификационные категории, так и без таковой), педагогические
коллективы образовательных организаций, проектные группы, созданные на базе
аттестационных комиссий, куда входят представители Общероссийского профсоюза
образования, а также общественно-профессиональные объединения (ассоциации)
педагогических работников.
На нынешнем этапе апробации именно эти люди
«проверяют» модель, проводя своего рода профессиональный педагогический
тест-драйв новых подходов к аттестации, чтобы «наметить дорожки», по которым в
дальнейшем пройдут их коллеги.
Принципами проведения апробации заявлены
добровольность, конфиденциальность и соблюдение прав и социальных гарантий
педагогических работников. Все участники апробации заняты в проекте
исключительно на добровольных началах и при условии конфиденциальности.
При
регистрации каждый педагог придумывает пятизначный уникальный код и в
дальнейшем участвует в апробации только под этим цифровым именем. Важно, что
никаких последствий по поводу возможного «неудачного прохождения аттестации»
ждать не следует. Потому что организаторов апробации интересует прежде всего
отработка подходов к оценке этапов аттестации.
В какие сроки и как будет проходить апробация новой модели?
Апробация стартовала 21 мая и продлится до 22
июня.
Новая модель аттестации включает следующие
элементы:
- независимая оценка квалификации педагога на
основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) по четырем
профессиональным компетенциям;
- анализ контекстуализированных условий
профессиональной деятельности;
- анализ образовательных результатов деятельности
учителя;
- учет мнения выпускников общеобразовательных
организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в
таких организациях.
Учителя, давшие согласие на участие в апробации,
регистрируются на портале http://ефом.рф/.
В ходе прохождения ЕФОМ по
психолого-педагогической и коммуникативным компетенциям нужно представить
образцы профессиональной деятельности учителя, которые включают в себя:
- план (конспект) урока, изложенный в свободной
форме;
- видеоурок (с указанием фрагментов,
иллюстрирующих проверяемые компетенции);
- образцы самостоятельной работы обучающегося (с
оцениванием этих работ учителем);
- рефлексивный самоотчет.
Помимо этого каждому участнику апробации
предложено решить два кейса (представить свое решение тех или иных
педагогических задач и ситуаций для демонстрации владения
психолого-педагогических и коммуникационных компетенций), а также принять
участие в прохождении апробационных прототипов ЕФОМ по предметной и
методической компетенциям в письменной форме.
Новая модель аттестации предполагает также
получение от работодателя информации об условиях работы педагога (например, об
условиях работы самой школы, о социокультурном и социально-экономическом
контексте школы, характеристике контингента классов, в которых работает
учитель), анализ образовательных результатов его деятельности, учет отзывов
выпускников учителя (речь идет только о тех, кто окончил школу не менее четырех
лет назад).
В каких регионах проходит апробация новой модели аттестации?
Апробация проходит во всех федеральных округах
страны. В ней принимают участие более 100 школ и 11 вузов из 19 регионов -
Рязанской, Ярославской, Ленинградской, Калининградской, Нижегородской,
Волгоградской, Ульяновской, Свердловской, Томской, Омской, Новосибирской
областей, республик Татарстан, Адыгея и Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской и
Чеченской республик, Краснодарского, Красноярского и Хабаровского краев.
Для чего в апробации принимают участие
выпускники педагогических вузов?
Для тех, кто только стоит в начале
педагогического пути, предусмотрен особый и очень важный этап - так называемый
вход в профессию. Это своего рода профессиональный экзамен (ЕФОМ по четырем
упомянутым компетенциям), который проходят выпускники педвузов или
педагогических факультетов университетов (независимо от госэкзаменов и защиты
дипломного проекта), а также лица без педагогического образования, не
работавшие учителями, или учителя с большим перерывом в педстаже.
Подобное испытание призвано выявить наличие или
отсутствие профессиональных дефицитов. Данная информация очень полезна для
директоров школ и наставников молодых учителей, а также для самих начинающих
педагогов. Стоит отметить, что подобные испытания при добровольном согласии
участников уже не первый год проводятся в ряде регионов (например, в Республике
Татарстан), и те выпускники, которые его успешно сдали, получают от местных
властей материальную поддержку.
Какие экспертные задачи поставлены перед
участниками апробации?
Участникам предлагается:
- дать качественную оценку и высказать
предложения по структуре самой модели;
- предложить свое видение содержания элементов
модели и методик по переводу их в баллы;
- дать качественную оценку и высказать
предложения по методике сбора и учета мнения выпускников об аттестуемых
учителях;
- разработать перечень категорий учителей,
имеющих право/возможность прохождения аттестации в упрощенном виде;
- высказать предложения по внесению изменений и
дополнений в процедуру работы аттестационных комиссий.
Свои экспертные заключения участники апробации
размещают в личных кабинетах на портале http://ефом.рф/.
Как будут подводиться итоги апробации?
Все полученные результаты будут изучаться
членами специально созданной Апробационной экспертной аттестационной комиссии
(АЭАК), куда входят в том числе представители Общероссийского профсоюза
образования, педагогических ассоциаций, победители и лауреаты Всероссийского
конкурса «Учитель года России» и другие эксперты.
АЭАК проанализирует представленные в ходе
апробации предложения, с их учетом будет проведена доработка модели аттестации
учителей на основе использования ЕФОМ, которую представят на
общественно-профессиональное обсуждение в сентябре 2018 года.
Кроме того, в результате работы по обсуждению
нового проекта модели аттестации станет возможным обсуждение вопроса
установления так называемых бонусов для учителей, уже признанных
профессиональным сообществом, к которым в том числе можно отнести народных и
заслуженных учителей России, победителей конкурсов профессионального мастерства
и др. Все эти вопросы требуют серьезного обсуждения, которое будет организовано
министерством. Итоги общественно-профессионального обсуждения будут подведены
на всероссийской конференции в ноябре 2018 года.
Андрей МИЛЁХИН, проректор МГППУ, кандидат психологических наук,
Вадим МЕЛЕШКО, редактор отдела политики и экономики образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий