Я продолжаю серию статей по клиповому мышлению у детей, сегодня заключительная статья.
Клиповое мышление современных детей ставит преподавателя, то есть нас, в совершенно другие условия подачи материала учащимся на уроке, как нам заинтересовать ребенка, чтобы он сумел его усвоить.
Нам следует понять, чего следует опасаться, а что можно взять полезного на вооружение.
Вот сегодня мы с вами и попробуем разобраться, в чем для нас современных учителей музыки поможет клиповое мышление.
На уроках музыке в 6 классе мы изучаем тему «Музыкальный образ». Во время урока мы постоянно выявляем, что такое образ (музыкальный образ — это наши представления, выраженные языком музыкальных звуков), для его выявления мы как раз и используем такие качества клипового мышления, как ассоциативность и образность. Несмотря на то, что мы используем эти качества (в детях они заложены через любимые ими игры, в которые они играют целый день) – отсюда говоря о музыке героического, боевого характера у них сразу появляется образ их игр с боевыми действиями.
И здесь нам может помочь такая характерная особенность клипового мышления школьников как фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации. Здесь можно использовать как смену деятельности на уроке показ видео ролика с ассоциативным рядом картинок близких к образу музыкального произведения (но мы должны помнить о том, что у каждого ребенка возникает свой музыкальный образ).
После этого можно применить такую технологию, как, «Ассоциативный ряд».
К прослушанному музыкальному произведению на уроке нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание обозначить тот музыкальный образ, который получился после общего обсуждения его учениками.
А для закрепления пройденного материала, можно провести синквейн на тему урока.
Конечно, это только один из способов использования клипового мышления во благо учеников на уроке.
Клиповое мышление помогает в работе над песенным материалом: когда дети поймут, о чем песня (через образы, анализ…) дети уже совсем по-другому начинают исполнять песню – осознанно!
В своей работе я использую уроки-презентации, в которых короткие фразы, емкая информация, содержание ярких иллюстраций, визуальных рядов, кинофрагментов, аудиофайлов помогают удерживать внимание учащихся, развивать интерес к многогранному миру музыкальной культуры и использовать немногочисленные плюсы клипового мышления во благо школьников с целью повышения качества знаний.
Я хочу поделиться с вами еще приемами работы на уроке, которые помогут вам использовать клиповое мышление наших учеников:
- «Ромб ассоциаций» Применяется при анализе музыкального произведения на основе ассоциаций.
Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается название произведения. Слева – характерные черты и образы для композитора, который написал данное произведение, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие после прослушивания этого музыкального произведения и пропущенные через собственные чувства.
- «Корзина идей, понятий, имен». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
- «Вопрос к музыкальному произведению». Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Перед изучением произведения ставится задача: составить к нему список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Клиповое мышление в условиях современного времени – это защитный механизм, позволяющий отфильтровывать необходимое из общего потока информации, которая окружает детей каждый день.
Возникает опасение, что носители клипового мышления будут вытеснены на положение проигравших в современном мире.
Но, в учебном процессе в школе на уроках музыки, так и во время других учебных дисциплин, мы стараемся научить учеников логическому мышлению. Учим их выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.
Сегодня я рассказала немногие, но действенные приёмы, формирующие мыслительные процессы учащихся с «клиповым мышлением» на современных уроках музыки.
Можно ругать школьника сколько угодно, только его образно-эмоциональное мышление от этого лучше не станет, не превратится в понятийно-логическое и думать по-другому он не сможет, пока мы, учителя, его не научим.
Ирина, в статье очень полезный материал для педагогов, преподающих музыку. И хоть я и не педагог, но думаю, что такие уроки ребятам только на пользу и лучшее восприятие музыки!
ОтветитьУдалитьВалентина! Этот цикл статей написан не только для учителей, но и для родителе, бабушек и дедушек, чтобы они понимали, что происходит с детьми в современном мире.
УдалитьИнтересно было узнать про клиповое мышление. Спасибо, Ирина!
ОтветитьУдалитьИрина! Я буду очень рада если вы узнали, что-то новое почему наши дети себя так ведут и нам подчас не понять их.
УдалитьХоть я и не педагог, но у меня пятеро внуков и кое что я извлёк из статьи и для себя. Спасибо, Ирина!
ОтветитьУдалитьЮрий! Я очень рада, если вам моя статья поможет в том, чтобы понять своих детей.
УдалитьСтатья полезна, особенно для тех, кто действительно занимается воспитанием.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьСпасибо, Ирина, за этот пост и продолжение интересной и важной темы! С большим интересом продолжаю читать!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина! Я буду рада. если эта статья вам пригодиться!
Удалить