Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

пятница, 21 января 2022 г.

Приемы и методы развития творческих способностей на уроках музыки


 

Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!

 

В предыдущей статье мы с вами разбирали какие образовательные технологии мы используем на современных уроках музыки и на других образовательных предметах.

Сегодня мы с вами поговорим о методах обучения, применяемые на уроках музыки.

Давайте вспомним что такое метод.

Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, которые позволяют:

- выявить сходство и различия музыкальных произведений;
- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
- перевести содержание музыки в рисунок;
- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
- анализировать музыкальные произведения;
- вокализация инструментальных произведений;
- драматизация музыки (инсценировка).
И это использует практически каждый учитель музыки.

Еще с времен Д.Б. Кабалевского мы усвоили, что уроки строятся по законам музыкальной драматургии, они должны иметь вступление, кульминацию, вывод.


Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:

Методы стимулирования и мотивации учения:

Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

 

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

 Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.

Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.

Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:
- выявить сходство и различия музыкальных произведений;
- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
- перевести содержание музыки в рисунок;
- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
- анализировать музыкальные произведения;
- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).

«Метод моделирования художественно-творческого процесса» - позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.

«Метод сочинения и импровизации» — это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

«Метод отождествления», то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й. Гете «Эгмонт»

«Метод цвет – образ» - позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги рисуя карандашами.

«Метод размышления о музыке» направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;

«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.

Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:

«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;

«Метод создания художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды;

«Метод жизненных ассоциаций», направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере;

«Метод наложения» направлен на рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом, налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки;

«Метод проблемного изложения материала» направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно:

1. Опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;

2. Проблемная ситуация должна включать три компонента:
─ необходимость в новом музыкальном действии;
─ неизвестное, которое должно быть открыто;
─ возможность учащихся в выполнении
3. Принятие проблемы большинством класса;
4. Любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;
5. Музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.

«Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.

Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П. Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершина-источник». Такие вычленения решают одновременно две задачи:
1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;
2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

«Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути, создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».

 Методы контроля и самоконтроля:

 Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.

Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.

 Если все эти методы нам предложены авторами программ по учебному предмету «Музыка»:

Музыка. Автор: Д.Б. Кабалевский;
Музыка. Начальная школа. Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И, Кичак Т.Н.;
Музыка. Начальная школа. Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка. Начальная школа. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
Музыка. Основная школа. 5 - 9 классы. Авторы: Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н.
Музыка. Основная школа. 5 - 8 класс. Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка. Основная школа. 5–8 класс.  Авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр.

 Программы по музыке В. Алеева, Г. Критской и Л, Школяр созданы на основе программы Д.Б. Кабалевского. Авторы этих программ развивали принципы программы своего учителя и шли дальше в развитии музыкального образования школьников в учебном предмете «Музыка».

 


Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо учителю четко понимать, что даст ему та или иная образовательная технология на данном уроке и уже потом он выбирает методы работы по теме урока, которые помогут достигнуть цели урока, и естественно раскрыть душу музыки, которая поможет ребенку быть лучше и образованнее.

 В следующей статье мы рассмотрим приемы, которые используются учителями на современных уроках музыки.



4 комментария:

Яндекс.Метрика