Я
рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!
В предыдущей статье мы с вами разбирали какие
образовательные технологии мы используем на современных уроках музыки и на
других образовательных предметах.
Сегодня мы с вами поговорим о методах обучения,
применяемые на уроках музыки.
Давайте вспомним что такое метод.
Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач
учебного процесса.
В педагогической практике существует множество методов
и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в
педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от
беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с
учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из
справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой
относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.
На уроках музыки
могут широко использоваться методы активного слушания, которые позволяют:
- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
- перевести содержание музыки в рисунок;
- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
- анализировать музыкальные произведения;
- вокализация инструментальных произведений;
- драматизация музыки (инсценировка).
И это использует практически каждый учитель музыки.
Еще с времен Д.Б. Кабалевского мы усвоили, что уроки строятся по законам музыкальной драматургии, они должны иметь вступление, кульминацию, вывод.
Для
конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:
Методы
стимулирования и мотивации учения:
Метод музицирования – связан с
освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами
исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет
включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от
развитости его способностей, умений.
Метод соучастия – позволяет
приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре,
ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет
учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива,
пробудить потребность в коллективном творчестве.
Метод импровизации – связан с тем,
чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего
воображения, фантазии.
Метод “учебный
бреймсторминг”
(мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой
задачи.
Методы организации
и осуществления учебных действий и операций:
Метод музыкальных
композиций
– связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных
произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос,
инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.
Метод “музыкальный
театр”
- направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный
театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.
Метод погружения – позволяет
осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни
человека.
Метод
фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик
голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.
Метод
имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов
создания музыкального произведения или возможности его исполнительского
воплощения.
Метод проектов – позволяет
учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с
информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.
- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
- перевести содержание музыки в рисунок;
- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
- анализировать музыкальные произведения;
- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).
«Метод
моделирования художественно-творческого процесса» - позволяет
каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы,
которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям
своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?..,
каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.
«Метод сочинения и
импровизации» —
это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий
отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее
раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята
пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора
- как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает
музыку» через свою душу и сердце.
«Метод
содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает
школьникам «технологию» деятельности слушателя. На основе уже самых первых
интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном
произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь
механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от
содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую
конкретную форму.
«Метод
отождествления»,
то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо
раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую
предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства,
мировой художественной культуры), но и органическое “проживание”
художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы
в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние
графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей
страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й.
Гете «Эгмонт»
«Метод цвет –
образ»
- позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят
в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей
музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная
грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому
произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала
определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся
при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои
впечатления на лист бумаги рисуя карандашами.
«Метод размышления
о музыке»
направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных
ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую
способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;
«Метод забегания
вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между
темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.
Установление связей
предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей,
между музыкальными произведениями:
«Метод музыкальных
обобщений»
направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм
программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;
«Метод создания
художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников
через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства,
историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой
художественно-педагогической среды;
«Метод жизненных
ассоциаций»,
направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого
состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние
возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов
искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения
уроков в непривычной атмосфере;
«Метод наложения» направлен на
рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом,
налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия
литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия
музыки;
«Метод проблемного
изложения материала»
направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная
ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися
знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен
познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает
наиболее успешно:
1. Опора на
самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний
о музыке в любом виде деятельности;
─ необходимость в новом музыкальном действии;
─ неизвестное, которое должно быть открыто;
─ возможность учащихся в выполнении
3. Принятие проблемы большинством класса;
4. Любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;
5. Музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.
«Метод
переинтонирования»
направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть
предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки
через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается
учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций
разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в
разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках
произведений другого стиля, жанра, драматургии.
1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;
2) способность сочинять темы в стиле известного автора.
«Метод создания
шедевров»
направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность
«сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках
интонационного развития тем, так и в рамках композиционного,
структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую
лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером.
Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя
происходит на качественно более глубоком уровне, по сути, создавая у каждого
участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании
«музыкального шедевра».
Цифровой диктант – метод, который
позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального
содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.
Викторина – метод, широко
используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить
знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и
ответы.
Музыка. Начальная школа. Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И, Кичак Т.Н.;
Музыка. Начальная школа. Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка. Начальная школа. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
Музыка. Основная школа. 5 - 9 классы. Авторы: Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н.
Музыка. Основная школа. 5 - 8 класс. Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка. Основная школа. 5–8 класс. Авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр.
Именно сегодня для
успешного проведения современного урока необходимо учителю четко понимать, что
даст ему та или иная образовательная технология на данном уроке и уже потом он
выбирает методы работы по теме урока, которые помогут достигнуть цели урока, и
естественно раскрыть душу музыки, которая поможет ребенку быть лучше и
образованнее.
В следующей статье мы рассмотрим приемы, которые используются учителями на современных уроках музыки.
Замечательная статья! Спасибо, Ирина!
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова!
УдалитьИрина, как всегда очень много полезной информации и в то же время интересной!!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Удалить