Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего
блога!
Сегодня мы поговорим с вами о функциональной
грамотности в образовании.
У нас появилось
новое понятия «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность вошла в состав государственных
гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную
грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы
помогают найти профессию и место в жизни.
В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А
зачем мне учить ваши синусы и косинусы?», «Зачем мне нужна ваша музыка?» и т.д.
К этому изменению готовились давно. При этом не идет
речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в
образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка
различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в
школьную программу, выпустили специальную методичку.
«Формирование и оценка функциональной грамотности
учащихся» И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; научный редактор
доктор педагогических наук профессор И.Ю. Алексашина, издательство КАРО Санкт-
Петербург.2019г.
Почему же функциональная грамотность становится такой
важной?
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был раньше.
Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых
технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими
изменениями самого человека. Окружающий мир больше не
аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это
требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Под функциональной грамотностью в 1965 году подразумевалась
«совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и
решения житейских проблем»
Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие,
дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может
принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима
для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также
возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего
собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального
окружения)»
В декларации ЮНЕСКО 2020 года отмечается уже, что «функциональная
грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно
и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и
работники»
Многие ученые приводят все новые и новые формулировки,
стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного
человека.
• работать на уроке с информацией,
представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
• работать с реальными данными, величинами
и единицами измерений;
• поощрять проявление учащимися самостоятельности,
использование учебного и жизненного опыта;
• активно разрабатывать «PISA-подобные»
задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей.
• включать задачи по функциональной
грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.
По факту, функциональная грамотность – это базовые
навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни
занимался.
Международное исследование функциональной грамотности
PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым
важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную
грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной
жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников,
их креативное и критическое мышление.
Центральным понятием в международной программе
выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как
функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что
на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального
образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Социологический словарь определяет функциональную
грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность
использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом
(оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.).
Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность
индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты
функциональной грамотности:
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Компонентами функциональной грамотности являются:
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Благодарю, Ирина за полезную и очень правильную статью. Развитие промышленности и человечества не стоит на месте и поэтому в настоящее время, в современном мире мы должны быть грамотны во всех сферах жизни. И ваша статья замечательно раскрывает понятие о функциональной грамотности.
ОтветитьУдалитьВалюша! Это все было и раньше_ только не называли все новомодными словами. Спасибо за комментарий.
УдалитьИнтересная статья, браво автору
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина!
УдалитьИрина, интересно написана статья!
ОтветитьУдалитьНо я бы сказала, что нас так раньше и учили. Нам давали всесторонние знания в школе! И факультативы существовали уже для тех, кто осознанно выбирал то или иное направление для более глубокого познания.
Что дает это новомодное слово - функциональная грамотность?
Мне это напомнило, в свое время в министерствах создавали научно-исследовательские лаборатории при отдельных управлениях. Эти лаборатории занимались разработкой различных комплексных систем управления... Куча бумаг, регламентов, тех. документаций, которые должны были внедряться на предприятиях. Сколько ресурсов было задействовано на разработку, внедрение, затем контроль за их исполнением... По большей части, это только мешало работе тех, кто действительно РАБОТАЛ, кто действительно приносил обществу пользу.
...
Ирина, мне очень понравилось оформление статьи!
Да! Все это было и раньше, только нашли красивую обертку и вот новое в современном образовании. Спасибо большое Ирина, что вы все прекрасно поняли!
Удалить